Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением
Закономерности овладения правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития.
- Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.
- Трудные по артикуляции звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей.
- Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель.
- Возрастное нарушение звукопроизношения проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их), или их заменяют другими звуками, но правильно произносимыми.
- Не позднее 5-6 летнего возраста период нарушения звукопроизношения заканчивается.
Последовательность усвоения звуков
- На 1-2 году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: «МАМА», «ПАПА», «БАБА».
- В период от 2-3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных звуков: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х и звук Й.
-
- В возрасте от3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поэтому у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения.
- В возрасте 5-6 лет ребенок овладевает звуками сложной артикуляции: Р и твердое Л. У многих детей с хорошо развитой артикуляционной моторикой эти звуки могут появиться и раньше.
Это важно знать и помнить!
- Начиная с раннего возраста необходимо обращать серьезное внимание на состояние звукопроизношения у ребенка.
- Взрослым важно знать и своевременно заметить различия между возрастными и патологическими особенностями произношения звуков речи.
- Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых.
- Если замечено нарушение звукопроизношения, не соответствующее возрасту ребенка, обратитесь к специалисту.
-
Овладение правильным звукопроизношением является неотъемлемой частью сформированности речевой деятельности ребенка.
- В возрасте от3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поэтому у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения.