Онлайн консультация педагога-психолога

Мальчики и девочки

      У вас кто будет: мальчик или девочка?», «Ты скоро ста­нешь папой», «У нас растет сын», «Она очень хорошая мама» — какие обычные, ничем не примеча­тельные, привычные для нас фразы. Но сегодня в ряде стран их сочтут странными и даже оскорбительны­ми. Набирает обороты тенденция по общению в семье только с исполь­зованием слов «родитель» и «ребе­нок», то есть исключая любую по­ловую принадлежность. В офици­альных документах США и Европы вы нередко встретите сочетания «родитель № 1» и «родитель № 2», а не привычные для нас «мать» и «отец». Интересно, какими словами в этих странах теперь называют ба­бушку и дедушку?

В связи с угрожающими зару­бежными тенденциями вообще от­казаться от обозначения пола во­прос полового воспитания актуали­зируется и в России. Нам это кажется чуждым и странным, но под влияние извне могут попасть и наши дети, ко­торые погружены в информацион­ное интернет-поле, выходящее, как известно, далеко за рамки госу­дарственных границ.

Итак, сегодня рассмотрим осо­бенности полового воспитания. Но сначала зададимся вопросом: не­обходима ли разница в воспитании мальчиков и девочек или нам впору идти в ногу с зарубежными тенден­циями?

Половые различия между девоч­ками и мальчиками в науке часто от­деляют от гендерных. Благодаря американскому психологу Р. Столлеру этим понятием начиная с 60-х годов прошлого века обозначают не столько биологические отличия, сколько особенности поведения и деятельности мужчин и женщин. Это и стало основой для спекулировали понятиями «пол» и «ген­дер». Зарубежные исследователи утверждают, что различия между мальчиками и девочками мини­мальны и совершенно не связаны с полом, а появляются под влиянием установок общества, поэтому вос­питание вполне может быть беспо­лым. На несомненные анатомиче­ские, физиологические и психоло­гические отличия наши зарубежные коллеги иногда закрывают глаза или считают их несущественными. Все это и привело к стиранию границ в воспитании девочек и мальчиков, а как следствие — к дезориентации ребенка. Ведь для малыша очень важны четкие ориентиры и правила, он восприимчив к посылам, исхо­дящим от родителей, ищет опору у взрослых при столкновении с новым и не­изведанным. В этом возрасте проще всего, убрав любые половые установки, дестаби­лизировать ребенка, заставив его метаться в поисках своей половой принадлежности. Или, что еще хуже, внушить мальчику, что он — девочка, и наоборот. Вот к чему может при­вести бесполое воспитание, которое пре­обладает в некоторых странах. Тенденция со­временная и даже научно обоснованная. Однако спорным остается вопрос ее умест­ности и применимости в нашем обществе. Ведь мужчины и женщины отличаются друг от друга, в том числе восприятием, мышле­нием и даже предназначением.

Соответственно, в дошкольном возрасте самое время вам, родителям, продемон­стрировать мальчику, что он мальчик, а де­вочке — что она девочка, и дать ребенку четкие ориентиры на будущее. Тогда и за­рубежное влияние удастся максимально обес­ценить. Предлагаю обратиться к российской точке зрения, ценностям и взглядам на вос­питание девочек и мальчиков.

Впервые половые различия ребенок на­чинает осознавать не ранее двух-трех лет. До этого и мальчики, и девочки привязаны к маме. Но после кризиса трех лет ситуация ме­няется. Почву для этого готовят родители, ко­торые сознательно или бессознательно с рождения обучают ребенка его половой роли: «Ты же девочка, а девочки так не оде­ваются… аккуратные… не дерутся… умеют готовить и убираться…», «Ты ведь у меня муж­чина, а они не плачут… не играют в куклы… защищают девочек… сильные и смелые…».

С трех до восьми лет девочки идентифи­цируются с мамами, а с пяти до семи лет — мальчики с отцами. Что значит «идентифи­цируются»?

Это уподобление другому человеку, отож­дествление себя с ним:

ü выгляжу как мама/папа;

ü веду себя как мама/папа;

ü общаюсь с другими как мама/папа;

ü выбираю себе такую же женщину/мужчи­ну, как мама/папа;

ü веду себя с ней/с ним, как мама/папа.

Конечно, отождествление является не­осознанным, но сильно влияет на дальнейшую жизнь ребенка. В большинстве случаев малыш перенимает образцы поведения от родителей: сын — от папы, а дочка — от мамы. Причем де­вочки будут идентифицироваться преиму­щественно с матерями (с близкой им жен­щиной, которая их воспитывает). Мальчики в этом отношении более гибкие, чаще всего они идентифицируются с отцами, но могут отождествлять себя и с дедушками, дядями, соседями и даже с героями любимого кино­фильма. Главное условие здесь — интерес мальчика и время, проведенное с мужчи­ной, которому он подражает.

ВАЖНО, чтобы в эти периоды у ребенка лю­бого пола перед глазами были адекватные взаимоотношения между мамой и папой. Если семья неполная, то адекватные отно­шения матери или отца с противоположным полом (лучше, чтобы они были стабильными и постоянными).

В свою очередь, для родителей важно ставить на первый план не отношения с ре­бенком, а отношения друг с другом, демон­стрировать интерес, внимание, но самое главное — уважение друг к другу. Этого ре­бенку на данном этапе достаточно, все осталь­ное остается скрытым от детских глаз за дверями родительской спальни. Если у папы и мамы есть претензии друг к другу, недо­вольство, скрытая агрессия, то это все может отразиться на ребенке. Вот почему рабо­тать нужно прежде всего над гармонизацией супружеских отношений, они стоят на первой позиции, так как их качество повлияет и на от­ношения с детьми.

Остановимся отдельно на особенностях развития и воспитания мальчиков и девочек.

 Мальчики. Физиологические особенности развития до семи лет.

     Ученым удалось установить, что уже у но­ворожденных мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, отличаются про­цессы восприятия и анализа информации. По мнению ряда исследователей, у мальчиков правое полушарие, отвечающее за невер­бальные процессы и воображение, созрева­ет быстрее, чем левое. В отличие от девочек развитие происходит на наглядно-образном уровне, что влияет на характер мыслительных процессов. По статистике, среди левшей так­же больше мальчиков.

При этом у мальчиков избирательно ак­тивны лобные ассоциативные доли обоих полушарий головного мозга, ответственные за целеполагание и смыслообразование. Это содействует развитию их творческого мыш­ления. В три года мальчики начинают де­монстрировать превосходство в мысли­тельной деятельности, своего пика это опе­режение достигнет к концу дошкольно­го возраста.

Психологические особенности раз­вития мальчиков до семи лет

     Уже через три недели после рождения мальчики меньше спят и обнаружи­вают больше беспокойства. Плачут в основном при появлении пу­гающего их стимула, как прави­ло незнакомого им. Это свиде­тельствует не столько о про­явлении эмоций, сколько об ис­следовательской реакции. Так­же как и то, что им больше ин­тересны неодушевленные предметы, чем лица. В целом они, по сравнению с девочка­ми, обнаруживают большую подвижность и исследова­тельскую активность.

Мальчики больше общаются со сверстниками своего пола. Нередко нацелены на соревнование и кон­куренцию. Содержание общения часто ориентировано на получение информации.

Для игр нуждаются в большем пространстве, чем девочки, поэ­тому игры на природе особенно предпочтительны. Часто играют большими группами. Могут иг­рать с теми, кто им не особенно нравится: содержание деятельности оказывается превыше симпатий. В большин­стве случаев, не приемлют игр «девчонок».

     Воспитание сына. Первые двенадцать ме­сяцев своей жизни мальчик полностью на­ходится под маминым влиянием. Это норма, в основе которой лежит чувство единства ре­бенка с матерью. После кризиса одного года начинается первое знакомство сына с от­цом, однако общение с мамой все равно пре­обладает. Часто это связано с особенностя­ми семейного устройства, например с тем, что мать сидит дома с сыном, отец много рабо­тает или ему неинтересно с маленьким ре­бенком, который только учится хо­дить и говорить.

После кризиса трех лет сын на­чинает по-новому воспринимать маму. Часто проявляется его влюбленность в нее, вплоть до скрытого или явного намере­ния жениться на ней в дальней­шем. Этот феномен был впер­вые описан 3. Фрейдом и назван «эдиповым ком­плексом».

до сих пор про­должаются споры о его влиянии на развитие ре­бенка, так как комплекс проявляется не у всех де­тей. Но тем не менее, в своей практике сталки­ваюсь с ним нередко. Папа в это время не про­сто отходит на второй план, ребенок может рев­новать к нему маму. При этом мальчик испытывает страх и вину за скрытое желание занять место отца и за чувства к мате­ри. В норме к шести-семи годам эти чувства и фантазии ребенка уходят. Основная задача матери в этот период — показать маль­чику, какой доброй, заботли­вой и ласковой она может быть, что она всегда поддержит и на­кормит. Но главное здесь — не пе­реборщить. Важно аккуратно про­

демонстрировать ребенку, что он любим обоими родителями, но не может заменить отца, мягко, но уверенно не позволять маль­чику влиять на ваши супружеские отношения.

В это время, особенно начиная с периода половой идентификации (четыре-пять лет), ребенок внимательно наблюдает за отно­шениями между мамой и папой. В результа­те в его подсознании откладывается характер отношения матери к отцу, ее основные ре­акции на это, а также внимание со стороны папы, его инициативность или пассивность. Если сын поймет, что отношения матери и отца гармоничны, то чувства эдипова ком­плекса постепенно оставят его. Это пораже­ние в борьбе за маму — важный и неизбежный этап его развития.

В семь лет мальчик начинает тесно кон­тактировать с отцом. Он должен покинуть «ма­мину половину» и навсегда уйти в «мужской лагерь». Иногда это очень тяжело для мате­ри, но ей необходимо «отпустить» сына, пе­рестать тискать и сюсюкать, баловать и жалеть его. В этом возрасте обожание и восхищение матери, «вытирание соплей» и «мамина юбка» могут превратить его в «маменькиного сын­ка». А мы ведь этого не хотим, правда?

Очень важно активное подключение отца к воспитанию сына, демонстрация того, что значит быть настоящим мужчиной, какими ка­чествами он обладает, как общается с жен­щинами и относится к ним. Речь идет имен­но о демонстрации, ведь это девочки будут слушать объяснения, а мальчикам нужен прежде всего личный пример отца. Папе не­обходимо показать сыну, что значит брать на себя ответственность, честно побеждать, быть надежным и всегда держать свое слово. Полезными будут совместные мужские ин­тересы отца и сына, разговоры о дедах и ис­тории рода, различные мужские истории. Лучше, чтобы в конфликтах со сверстниками разбирался отец, сексуальное воспитание мальчика также ложится на его плечи. Чем больше времени в этом возрасте будет про­водить сын с папой, тем лучше. С учетом за­груженности родителей, минимум — 4-5 часов -в неделю, но главное, чтобы это было каче­ственное активное времяпрепровождение. Летом полезны совместные поездки с сыном на несколько дней и даже на пару недель.

Мама все равно дарит внимание сыну, за­ботится о нем, но ее основная задача в этот период — не мешать мужчинам, не вмеши­ваться в их дела, не насаждать сыну свои интересы. В приоритете должно быть укрепле­ние отношений с мужем. При этом мальчик нуждается в одинаковой поддержке и мате­ри, и отца. 

Девочки. Физиологические особенности    развития  до семи лет

 

Левое полушарие, отвечающее за вер­бальные процессы и аналитическое мышле­ние, у девочек созревает быстрее, чем правое. Соответственно, они начинают говорить рань­ше примерно на три-четыре месяца. Даль­нейшее развитие идет через речевые про­цессы, а не через наглядно-образные, как у мальчиков. Изначально у девочек выше и скорость созревания скелета, после двух-трех лет этот разрыв составляет почти полгода. Хотя, как мы знаем, мальчики в конечном ито­ге догонят девочек и будут выше их.

В целом девочки рождаются более зре­лыми почти на месяц, а к концу дошкольно­го возраста эта разница достигнет одного года. Уже в шесть месяцев девочки начинают опережать мальчиков в речевом развитии, очередной явный виток обнаруживается после трех лет и продолжается вплоть до юно­шеского возраста.

 

Психологические особенности развития девочек до семи лет

     Девочки чаще плачут в случае лишения об­щения и даже при потенциальной угрозе та­кого ограничения. Соответственно, их плач ча­сто является коммуникативной реакцией. По сравнению с мальчиками обнаруживают большую усидчивость и аккуратность, а так­же, как правило, меньшее беспокойство и под­вижность.

Девочки более активно общаются с матерью. Также, по сравнению с мальчиками, больше контактируют со взрослыми и сверстниками противоположного пола. В общении чаще ориентированы на установление кон­тактов и отношений.

Их игры могут быть ограничены в про­странстве. Обычно объединяются в группы по двое-трое. Играют преимущественно с теми, кто им изначально нравится. Спокойнее от­носятся к играм «мальчишек».

     Воспитание дочери.  Так же, как и мальчики, девочки до одного года полностью нахо­дятся под маминым влиянием. Знакомиться с папой, с его мужской энергией дочка, как и сын, начинает после кризиса одного года. Од­нако видеть в отце противоположный пол она начнет только после трех лет, со стартом по­ловой идентификации. С этого же пе­риода возможно появление так на­зываемого «комплекса Электры», который аналогичен эдипову ком­плексу и характеризуется про­явлением интереса к отцу одно­временно с ревностью по отношению к матери. Чувства и страхи девочки и мальчика в данном случае аналогичны, только разнонаправленны.

Это нормальное развитие ребенка. Комплекс может про­являться более или менее ярко, может быть совсем 1 незаметен и должен пол­ностью сойти на нет к семи-восьми годам.

В данном случае роди­телям также необходи­мо быть внимательными и заботливыми, одновременно тактично не позволяя ребенку вли­ять на супружеские отношения. Де­вочка должна понять, что она еще ма­ленькая, а мама — взрослая женщина, в результате не только уйдет комплекс, но и установится связь с матерью как с достойным примером для подражания.

Период половой идентификации (с трех до восьми лет) — один из важ­нейших в воспитании девочки. Имен­но в это время она узнает о качествах своего отца: его силе, мужестве, доб­роте, щедрости, внимательности. Девочка на­блюдает за тем, как папа относится к маме, как она отвечает своему мужу, и запоминает все это.

Отношения между дочкой и папой влияют на проявления женственности в будущем, на характер ее дальнейших взаимоотношений с противоположным полом, на выбор парт­нера. Не зря говорят, что избранник женщи­ны нередко похож на ее отца. Для девочек очень важны похвала и тактильные прикос­новения: посадить на колени, погладить. Но здесь важно соблюсти меру, отношения меж­ду дочерью и отцом должны быть доверительными, но сдержанны­ми и тактичными. Папа должен проявлять искреннее внимание  к дочери, поддерживать ее.  Помните, что девочка запомнит  все: и равнодушие, и востор­женные отзывы, и критику. Поэ­тому желательно только в поло­жительном ключе говорить о том, что мать с дочерью похожи, ни в коем случае не сравнивать их (сло­ва «лучше» и «хуже» убираем). Если делаете критические за­мечания, то постарайтесь од­новременно с этим обяза­тельно сказать о хороших качествах дочери и о ее способности стать лучше. Чтобы роли не путались, используйте исключитель­но обращения по имени и производные от роли «дочь» (на­пример, доченька, дочка, дочурка), но не «девочка».

Общение отца с дочерью в этот период должно быть очень осто­рожным и дозированным. Доста­точно посвящать дочери всего 10-15 минут, но важно, чтобы это было ежедневно. Конечно, если есть такая возможность, со­вместное времяпрепровождение может длиться гораздо больше

После восьми лет девочка полностью ухо­дит в женский мир, ее главным союзником ста­новится мама. Мать учит дочку рассказами и своим примером, что значит быть женщиной, каковы женские интересы и заботы, жен­ские истории и материнство, рассказывает о бабушках и других предках. Тайну взросления девочки и ее сексуального развития также рас­крывает мама. Несмотря на то что влияние папы на дочку резко ослабевает, важно, что­бы отец продолжал проводить время с ней. Девочки могут быть очень ранимы, поэтому появляется много ограничений: не входить в ванную и туалет, когда там дочь, не входить в ее комнату без стука, избегать нелестных от­зывов о ее внешности или привычках, тис­канья, разговоров на тему сексуального раз­вития. Опять же, поддержку девочка должна получать и от отца, и от матери.

     Итак, резюмируем. Несмотря на различия в воспитании мальчиков и девочек, они оди­наково нуждаются во внимании, заботе и лич­ном времени каждого родителя. Они будут глу­боко переживать обиду, безразличие и гру­бость, ведь вы для них пока — самые лучшие, вы — боги! Но это ненадолго, поэтому будьте благодарны и дарите себя своим детям, что­бы они в дальнейшем подарили вам частичку себя. Впереди и у дочек, и у сыновей еще под­ростковый возраст, когда они начнут практи­коваться в своих половых ролях. Но это толь­ко предстоит и детям, и их родителям. А пока ваш ребенок еще маленький, в вашей власти направить его половое воспитание в то русло, которое вы считаете наиболее верным. Как ви­дите, мальчики и девочки отличаются друг от друга и физиологически, и психологически. Од­нако ряд различий опосредован обществом, в котором мы живем, и акцентирование на них во многом зависит от воли родителей. Только вам решать, стирать границы или четко опре­делить направленность полового воспитания. При этом помните о двух важных моментах: сейчас вы закладываете в ребенка то, что по­влияет на успешность его собственной се­мейной жизни, и совсем скоро, в подростко­вом возрасте, уже ничего изменить вы не сможете.