Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением

Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением

Закономерности овладения правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития.

  1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.
  2. Трудные по артикуляции звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей.
  3. Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель.
  4. Возрастное нарушение звукопроизношения проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их), или их заменяют другими звуками, но правильно произносимыми.
  5. Не позднее 5-6 летнего возраста период нарушения звукопроизношения заканчивается.

Последовательность усвоения звуков

  • На 1-2 году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: «МАМА», «ПАПА», «БАБА».1
    • В период от 2-3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных звуков: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х и звук Й.
    • 2
      • В возрасте от3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поэтому у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения.3
        • В возрасте 5-6 лет ребенок овладевает звуками сложной артикуляции: Р и твердое Л. У многих детей с хорошо развитой артикуляционной моторикой эти звуки могут появиться и раньше.

         

        Это важно знать и помнить!

        • Начиная с раннего возраста необходимо обращать серьезное внимание на состояние звукопроизношения у ребенка.
        • Взрослым важно знать и своевременно заметить различия между возрастными и патологическими особенностями произношения звуков речи.
        • Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых.
        • Если замечено нарушение звукопроизношения, не соответствующее возрасту ребенка, обратитесь к специалисту.
        • 4

          Овладение правильным звукопроизношением является неотъемлемой частью сформированности речевой деятельности ребенка.